Путь художника

       

Внутренний союзник: позитивные орудия


Пребывая в творческом тупике, мы часто усаживаемся на трибуну и критикуем тех, кто играет на поле. "Не такой уж он и талантливый", ? говорим мы о популярном артисте. И, возможно, оказываемся правы. Слишком часто именно смелость, а не талант проталкивает человека на середину сцены. А мы неприязненно смотрим на этого везунчика, оккупировавшего свет прожектора, и возмущаемся: "Конечно, можно было бы смириться с истинным гением, но этот же гений саморекламы!". И это не просто зависть. Это сложная техника увиливания, которая держит нас в тупике. Мы произносим мысленно целые речи для самих себя и всех желающих: "У меня все получилось бы намного лучше, если бы...".

У вас все получилось бы намного лучше, если бы вы решились попробовать!

Позитивные утверждения помогают вернуть ощущение безопасности и надежды. Когда мы только начинаем с ними работать, они кажутся глупыми. Бессмысленными. Даже вызывающими стыд. Интересно, не правда ли? Мы без особого труда или стыда оглоушиваем себя дубинкой негативных убеждений: "Я недостаточно талантлив / умен / оригинален / молод...". Но сказать себе что-нибудь хорошее, как известно, отнюдь не просто. А поначалу вообще кажется, что лучше провалиться сквозь землю. Попробуйте и решите для себя, не слишком ли все это безнадежно сентиментально: "Я заслуживаю того, чтобы любить и быть любимым(ой)"" "Я заслуживаю хорошей зарплаты"" "Я заслуживаю полноценной творческой жизни"" "Я блестящий и успешный художник"" "У меня большой талант"" "Я уверенный в себе знаток своего дела".

Ну как, ваш Цензор уже навострил свои противные уши? Такие, как он, просто не выносят любого напоминания о самоуважении. Они немедленно заводят свою коварную ворчалку: "Кем ты себя возомнил?". Как будто все наше коллективное бессознательное ночи напролет смотрело "101 далматинца" Уолта Диснея, учась у Круэллы Де Билль* интонациям для едких обвинений.


* Круэлла Де Билль ? миллионерша, отрицательная героиня американского фильма "101 далматинец".

Просто попробуйте сформулировать утверждение: "Я, _______ (ваше имя), блестящий и плодовитый скульптор (художник, поэт, актер...)". Запишите его десять раз подряд. Пока будете заняты этим, вы заметите нечто интересное. Ваш Цензор начнет возражать: "Погоди минутку. Ты не можешь вот так позитивно выражаться, пока я здесь". Возражения полезут как грибы после дождя. И вся эта болтовня ? ваша собственная.

Прислушайтесь к возражениям, этим уродливым и нескладным ворчунам: "Блестящий и плодовитый... Ага, как бы не так... С каких это пор? Не можем и слова грамотно написать... Это мы свой застой называем плодовитостью? Да ты просто дуришь себя... как последнего идиота... еще и надутого от важности... Да кого ты дуришь? За кого ты вообще себя принимаешь?". И так далее в том же духе.

Прекрасно ? выслушать все гадости, что выбалтывает ваше подсознание. Запишите каждую из них. Благодаря этому вы сможете добраться до скрытых в вас негативных убеждений. В своих кривых коготках они держат ключ от вашей свободы. Составьте перечень этих противных наскоков.

Пора заняться работой следователя. Откуда эти предрассудки попали к вам? От мамы? Папы? Учителей? Идя по списку, найдите происхождение каждого негативного стереотипа. По крайней мере, некоторые отпечатались в вашем сознании ярче других. Действенный способ искать источники ? путешествие во времени. Разделите вашу жизнь на пятилетние отрезки и расположите в алфавитном порядке людей, больше всего повлиявших на ваше развитие в течение каждого периода.

Пол всегда хотел быть писателем. Тем не менее, после нескольких попыток заняться литературной деятельностью, предпринятых в студенческие годы, он стал писать в стол. Вместо рассказов, о которых мечтал, вел дневники, каждый из которых оседал на дне темного ящика и покрывался пылью вдали от любопытных глаз. Почему он так поступал, оставалось тайной даже для него самого.



Пока однажды он не попробовал разобраться с собственными предубеждениями.

Когда Пол начал записывать позитивные утверждения, он немедленно ощутил ответную мощную волну унижающих его аргументов.

Он писал: "Я, Пол, блестящий и плодовитый писатель". А из глубин подсознания вырывался неудержимый поток самоуничижения и неуверенности в себе. До боли знакомый голос словно нашептывал: "Да ты просто смешишь людей, дурак, бездарь, лицемер, дилетант, шутник...".

Откуда это? Кто мог говорить ему что-либо подобное? Когда? Пол отправился назад во времени на поиски злодея. И нашел его, испытав страшное смущение. Действительно, злодей существовал, но случай, связанный с ним, был слишком позорным, чтобы поделиться с кем-нибудь своим открытием и "прочистить мозги". Один из учителей Пола вначале очень хвалил его литературные опыты, а потом попытался его совратить. В страхе от того, что сам привлек внимание этого человека, и со стыдом подозревая, что работы его в действительности бездарны, Пол похоронил происшествие в недрах памяти, где оно продолжало нагнаиваться. Неудивительно, что впоследствии всякая похвала его пугала; , ему стало казаться, что далеко не каждый, кто одобряет его сочинения, искренен.

Извлеченное на белый свет негативное убеждение Пола состояло в том, что он "только дурачит самого себя, полагая, будто может писать". Эта уверенность определяла ход его мыслей в течение десяти лет. Всякий раз, когда его работу хвалили, он недоверчиво относился и к тем, кто хвалил, и к их побуждениям. Разве что с друзьями он не порывал, когда те выражали признание его таланта, но и им впредь уже не доверял. А когда его работой заинтересовалась Мими ? девушка, с которой он встречался, ? Пол и с ней перестал быть откровенным.

Как только Пол извлек это чудище из глубин психики, он смог начать борьбу с монстром. "Я, Пол, по-настоящему талантлив. Я, Пол, доверяю и всегда рад хорошим отзывам. Я, Пол, по-настоящему талантлив..." Поначалу эти позитивные утверждения звучали наивно и неуклюже, однако вскоре они позволили Полу свободно участвовать в чтении своих работ на публике.А когда его похвалили, он смог принять восторженные отклики, не делая скидок на чьи-то скрытые мотивы.

Обратите внимание на ваш собственный список попреков. Каждый очень важен для вашего возрождения. Каждый сковывал вас и теперь должен бесследно исчезнуть. Например, убеждение: "Я, Фред, бездарь и плагиатор" можно переделать в такое: "Я, Фред, по-настоящему талантлив".

Перечитывайте или переписывайте ваши позитивные утверждения сразу после утренних страниц. Можете воспользоваться теми, что приведены здесь.

Содержание раздела